Привет! Это поддержка «Сильно» Напиши нам и мы с радостью ответим на любые вопросы ;)
Поддержка
#интервью

Зульфия Илькаева — о роли художника и важности исследований

В резиденцию «Сильно» в 2022 году Зульфия Илькаева приехала с вопросом, может ли стать художницей, а сегодня она — участник 10 групповых выставок, куратор 7 масштабных проектов, сооснователь культурной площадки «Дебаркадер-30» в Набережных Челнах. Мы решили встретиться с Зульфией и поговорить о влиянии резиденции на ее развитие в сфере искусства, исследовании «культа гостя» на Кавказе и личном перформансе, национальном вопросе в работах и ответственности художника.
Зульфия Илькаева, междисциплинарный художник и куратор, резидент «Сильно».
Зульфия, расскажи о своей профессиональной деятельности.

Я художница и куратор, но с архитектурным образованием. Какое-то время я работала архитектором, но позже фокус сместился на художественную практику. Причем, с одной стороны, я продолжаю работать с пространством и сообществами, то есть делать то, что мне нравилось в архитектуре; с другой – как художник я не нахожусь в полной власти заказчиков или руководства. Тебя, как правило, не очень сильно ограничивают, так как это все же сфера искусства. В работе я больше всего люблю исследовательскую деятельность, поэтому предпочитаю ездить по резиденциям. Кажется, я прошла пять.
Как ты познакомилась с «Сильно?»

Это было лето 22-го года, я только начала осознавать себя как художницу. Тогда меня пригласили сделать выставку в Центре современной культуры «Смена» в Казани. Это важная институция и в городе, мне было очень приятно выступить там в качестве художницы, поэтому решила, что нужно продолжать идти в этом направлении. Чуть позже из социальных сетей я узнала о резиденции в Дагестане. Мне безумно понравился формат, междисциплинарный подход и упор на исследования. Кажется, это был второй поток, и «Сильно» находились в поиске своего пути развития, пытались понять, кому могут быть полезны. Я тогда не знала, что такое резиденция в целом, как правильно развиваться художнику и продвигать себя. Интуиция подсказала, что надо ехать. А я ей всегда доверяю.

Самый мой главный запрос был в том, чтобы просто понять, хочу ли я стать художником. Нравится ли мне это настолько, что я готова поехать на другой конец страны, чтобы поучаствовать в выставке. Второй запрос — это пообщаться с художниками не из Татарстана, с людьми, не связанными с архитектурой, с теми, у кого другой контекст.
Что тебя больше всего впечатлило?

Прежде всего, это команда. Полина и Макс удивительные люди, с которыми хочется всегда быть на связи. Наверное, во многом из-за них я встречала 2023 год в «Сильно». Мне нравится их подход, нравится, что резиденция сфокусирована не столько на работе с материалом, сколько на исследовании и поэтапной разработке своего проекта. И, конечно, очень важен контекст Дербента. Старый город, магалы, малоэтажные дома и дороги, покрытые желтым ракушечником, напоминали мне сцены из любимого фильма «Выживут только любовники». Те самые, в которых они путешествуют по Танжеру. Поэтому туда хочется возвращаться.
Анастасия Егорова
Почему исследование для тебя как художника такой важный процесс?

Тяжело объяснить человеку вне контекста, но это помогает взглянуть на себя и свой проект с иного ракурса – начинаешь по-другому чувствовать и замечать что-то новое. В итоге находишь физическую форму для того, что фиксируешь в ходе исследования, и упаковываешь это в проект. Исследование не возникает из ниоткуда. Я думаю, хороший проект получится, если ты едешь в резиденцию с конкретным запросом или хочешь с ее помощью найти больше материала для того, чем уже занимаешься, получить новый опыт. Участие в резиденции – это возможность глубже погрузиться в свою тему, быть сфокусированным на ней.

«Исследование не возникает из ниоткуда. Я думаю, хороший проект получится, если ты едешь в резиденцию с конкретным запросом или хочешь с ее помощью найти больше материала для того, чем уже занимаешься, получить новый опыт. Участие в резиденции — это возможность глубже погрузиться в свою тему, быть сфокусированным на ней».

Какое исследование ты решила провести во время резиденции? На чем была сфокусирована и почему?

Я знала, что на Кавказе существует феномен гостеприимства, который есть и в Татарстане, но, может, в меньшей степени. Так сложилось, что поселения в горной местности расположены не так близко друг к другу, поэтому добраться из одного в другое оказывалось нелегко. Было важно хорошо принимать у себя путников из других селений, потому что стоит тебе отправиться в путь – тебя тоже встретят благожелательно, накормят и обеспечат ночлег. Такой принцип складывался в Дагестане столетиями.

Когда я была в резиденции в январе, мы застряли на одной узкой улице горного села. Один дедушка, Магомед, заметил это и помог со своим сыном нам выбраться оттуда, а потом пригласил к себе. Нас накормили, напоили, мы часа три, наверное, сидели в гостях, прежде чем поехать обратно. Тогда я решила сфокусироваться на том, как меня принимают в разных домах в Дагестане.
Анастасия Егорова
Поделишься наблюдениями?

Посещая дома местных жителей и в горных аулах, и в Дербенте, я заметила, что существуют определенные понятия о красивом интерьере. Это всегда золотые обои, скатерти со стразами и хрустальная люстра. Даже в небольшом доме в маленьком ауле будет шикарная люстра. Как-то в горах мы ночевали у одной женщины, ночью она предложила нам сходить к своему любимому месту в селе. Это был обрыв, с которого были видны другие селения. Огни домов с высоты были похожи на созвездия или вселенные из звезд. Эти огненные пучки казались очень теплыми, хотелось потянуться и дотронуться до них. Этот образ закрепился в моей памяти. Я подумала, что люстры в домах, как аулы на склоне, похожи на микровселенные и так же блестят.

Тогда я решила сделать инсталляцию из хрустальных объектов, которые на расстоянии напоминали бы этот вид, открывшийся мне с обрыва, а стоит приблизиться – люстру, переносящую тебя в теплый дом. Сбор материалов в итоге превратился в какой-то личный перформанс про то, что еще как гостю даст мне этот город и люди.

«Посещая дома местных жителей и в горных аулах, и в Дербенте, я заметила, что существуют определенные понятия о красивом интерьере. Это всегда золотые обои, скатерти со стразами и хрустальная люстра. Даже в небольшом доме в маленьком ауле будет шикарная люстра».

И каковы результаты перформанса?

Помню, я пришла к продавцу люстр и спросила, остались ли у него какие-нибудь ненужные детали. Он мне привез огромную коробку с кучей подвесок, из которых, кажется, штук пять люстр можно было собрать, и на вопрос, за сколько я могу эту коробку у него купить, ответил: «Забирай так». Когда я хотела купить небольшой моток проволоки, чтобы скреплять хрустальные цепи и подвески, мне ее тоже отдали просто так. А еще во время сбора инсталляции, я поняла, что мне нужно ее осветить, и пошла к тому же мужчине, который снабжал меня основными деталями для работы. Я спросила, есть ли у него штатив для светового прибора. И так как у него не было, он позвонил своему другу, который привез мне штативы и дал воспользоваться ими в день выставки. Бесплатно.

Так собралась инсталляция со свисающими с потолка хрустальными деталями, которые были освещены двумя источниками света, благодаря чему отражались на стенах. Себестоимость этой работы была минимальной.
Анастасия Егорова
Как прошло открытие выставки?

Было большое открытие, пришло человек шестьдесят, если не ошибаюсь. Это было приятно. Но я не очень люблю дни открытия выставок, потому что они у меня всегда связаны с окончанием монтажа. Наша выставка проходила в Башне легенд в Сосновом бору в Дербенте. Это такое недостроенное трехэтажное здание, стены которого сделаны из ракушечника. Моя световая инсталляция «Гость» была размещена в просторном подвальном помещении. Я ее делала там же, на месте. Процесс работы состоял из связывания между собой хрустальных деталей, потом крепления их на пятиметровый потолок – то есть ты постоянно работаешь руками и спускаешься-поднимаешься, чтобы все подвесить. На десятый день такой деятельности усталость дает о себе знать.
Анастасия Егорова
Что дала тебе резиденция? Удалось ли найти ответ на свой вопрос?

После резиденции «Сильно» я грамотно оформила портфолио и CV, начала отправлять их по другим выставкам и резиденциям. А инсталляцию «Гость» я потом показала в Петербурге в галерее «MYTH» на выставке «Четыре угла», разработанной совместно с Space Four Lab. Мне эту работу прислали, я ее второй раз собрала и, если рассуждать в целом, начала по-другому себя чувствовать. Я наконец-то позволила себе быть художником. Художник для меня не профессия, а роль, которую я на себя возлагаю. Когда беру ответственность манифестировать все свои действия как действия художника. В дальнейшем были еще резиденции и опен-коллы, но «Сильно» ознаменовали тот важный период моей жизни, когда я переформатировала себя.

«Художник для меня не профессия, а роль, которую я на себя возлагаю. Когда беру ответственность манифестировать все свои действия как действия художника. В дальнейшем были еще резиденции и опен-коллы, но „Сильно“ ознаменовали тот важный период моей жизни, когда я переформатировала себя».

Был ли еще проект, который сыграл такую же значимую роль в твоей жизни? Стал важной ее вехой?

Хоть родилась и живу в Татарстане, я пермская татарка – все мои родственники, моя семья из татарской деревни в Пермском крае. Поэтому одной из важнейших для меня стала резиденция в Перми, которая длилась три месяца. Тогда я сделала работу о проблемах, с которыми сталкиваются пермские татары, об образе, которому им нужно соответствовать. Это была серия графики под названием «Инструкция». Я собрала истории людей, имеющих «рабочие» имена. Например, мою маму зовут Зухра, но на заводе в Перми, где она работала, ее стали звать Зоей. Моя куратор Света в детстве жила на севере Пермского края. В школе у нее была учительница Галина Михайловна, которую, как оказалось, звали Гаугар Мударисовной. Я сделала графику в стиле советских плакатов, где соединила настоящие и рабочие имена героев. Эта работа завирусилась в интернете, собрала много репостов и комментариев в социальных сетях.
Анастасия Егорова
Это был способ поговорить о существующей проблеме?

Мне было важно показать, что пытаться адаптироваться путем подмены истинного «я» – это ненормально и никогда не отразиться хорошо на человеке. Имя – это неотделимая часть тебя. Первое, что пишет человек, когда даешь ему ручку – свое имя. Так работает подсознание. И когда какая-то группа людей решает называть тебя по-другому, это полностью перечеркивает все то, чем ты был до этого, формирует тебе новый образ. Это не то чтобы ломает человека, но заставляет отказаться от части себя. Конечно, одной работой художник не искоренит глобальную проблему, но если это подействует хотя бы на одного человека, уже хорошо.
Национальный контекст влияет на твои работы как художницы и куратора?

Все-таки я выросла в условиях определенных традиций и ценностей. На все ситуации в жизни я смотрю глазами человека, выросшего в татарской семье. Поэтому во всех моих работах это всегда чувствуется и будет присутствовать. Я этого уже не изменю.
Ты упоминала, что любишь работать с местом и его историей. Довелось ли поработать над таким проектом?

В Екатеринбурге меня позвали на фестиваль паблик-арта «Чо», где мы вместе с детьми из Эльмаша, одного из основных районов Екатеринбурга, решили сделать проект «Как нескучно перейти площадь». Район когда-то разросся вокруг эвакуированного из Ленинграда в Екатеринбург Завода имени Калинина. Основная его деятельность в советское время заключалась в производстве объектов массового потребления. Например, известных советским детям конструкторов, состоящих из серебряных пластин с отверстиями. Мы решили использовать этот факт в качестве вдохновения и сделать с детьми огромные объекты существ из деталей конструктора, благодаря которым было бы нескучно перейти площадь. Сначала дети придумали историю, нарисовали героев, а мы сделали детали, из которых они состояли, увеличив их и превратив в большие металлические конструкции, даже придумали инструкцию по сборке. В итоге дети вместе с родителями при помощи огромных гаечных ключей собирали конструкторы своих персонажей. Так у нас появились огромный голубь, верблюд, человек на колбасе, шагающий фонарь – и все они расположились перед кинотеатром «Заря». Я очень люблю этот проект.
Анастасия Егорова
Как бы посоветовала действовать тем, кто так же, как и ты когда-то, пытается осознать себя в роли художника, или хочет им стать, но не знает как?

Чтобы понять, твое это или нет, нужна практика. Если вы ищите себя как художника, то попытайтесь попасть на выставку. Это можно сделать при помощи участия в опен-колле или познакомившись с кураторами. Если ваша сильная сторона это общение, то ходите на мероприятия, которые могут быть полезны. Если вы хотите попасть в сферу при помощи портфолио, то научитесь его составлять. Художник – это не только роль по жизни, но и профессия. У портфолио и CV здесь есть свои правила. Посмотрите лекции на эту тему, почитайте статьи, съездите в резиденцию, сделайте себе папку с работами и подавайтесь на опен-коллы. Как только вы попадете на выставку и сделаете работу – сразу поймете, подходит вам это или нет.

Если вы сейчас на распутье, то хорошая книга точно поможет понять, в каком направлении двигаться. Сместите фокус, постарайтесь замедлиться и будьте внимательны к деталям.

Автор: Аида Явбатырова

19 декабря 2024